"Ребёнок - это тот же инструмент, на котором нужно уметь играть и уметь извлечь звук даже тогда, когда инструмент испорчен и звучит фальшиво" В.П.Кащенко

воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Корней Чуковский "От двух до пяти"


 
Корней Чуковский «От двух до пяти»

Прошло уже много лет с того времени, когда Корней Чуковский пришел к убеждению, что забавная детская речь, прекрасная сама по себе, имеет высокую научную ценность. И в книге «От двух до пяти» он прекрасно это доказал.
Данная работа представляет собой исследование развития речи ребенка дошкольного возраста. В своей книге К.Чуковский приводит юмористические примеры и занимательные истории из жизни детей, одновременно отмечая и анализируя очень важные и серьезные моменты: употребление слов-перевертышей, специфика реалистического восприятия мира посредством сказок и небылиц, влияние фольклорных и архетипических мотивов на формирование детской поэзии, особенности поэтических экспромтов и многое другое. Поэтому данная книга полезна как специалистам, так как Чуковский хоть и не даёт в своей книге классификации детских неологизмов. Но опираясь на огромное число примеров, помещённых в ней, мы можем, тем не менее, выделить четыре их типа — словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические. Последний, синтаксический, тип представлен единичными случаями (например, употребление моновалентного глагола «плакать» в значении бивалентного: «Я плачу не тебе, а тёте Симе»). Также она полезна и заботливым родителям, так как при создании собственных слов и словоформ ребёнок заявляет о себе как о творческой языковой личности.
Вот какие временные рамки творческой активности ребёнка в освоении языка установил Чуковский: «Вообще мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях её уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребёнок уже полностью овладел основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь ко взрослым, писал: “[Ребёнок] сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети”».
Теперь нам понятно, почему свою книгу о детском языковом творчестве К.И. Чуковский назвал «От двух до пяти». Именно в эти годы ребёнок «становится гениальным лингвистом». Именно в эти годы он щедро одаривает своих близких неологизмами собственного сочинения. Чуковский назвал их словами-однодневками. Он писал: «Всё это слова-экспромты, слова-однодневки, которые и не притязали на то, чтобы внедриться в язык, войти в общий речевой обиход, сделаться универсально пригодными. Созданные для данного случая, они чаще всего культивировались в домашних разговорах, в частных письмах, в шуточных стихах и умирали тотчас же после своего появления на свет».
            А еще эта книга позволит взрослым вернуться в детство….


1 комментарий:

  1. Лилия Маснавиевна, спасибо за интересную тему. Думаю, что для современных родителей будет познавательно и весьма поучительно познакомиться с трудом такого, казалось бы, "глубоко советского" писателя. А ведь все мы выросли на книгах Чуковского - виртуоза детской литературы:)

    ОтветитьУдалить