Корней Чуковский «От двух до пяти»
Прошло уже
много лет с того времени, когда Корней Чуковский пришел к убеждению, что
забавная детская речь, прекрасная сама по себе, имеет высокую научную ценность.
И в книге «От двух до пяти» он прекрасно это доказал.
Данная работа
представляет собой исследование развития речи ребенка дошкольного возраста. В
своей книге К.Чуковский приводит юмористические примеры и занимательные истории
из жизни детей, одновременно отмечая и анализируя очень важные и серьезные
моменты: употребление слов-перевертышей, специфика реалистического восприятия
мира посредством сказок и небылиц, влияние фольклорных и архетипических мотивов
на формирование детской поэзии, особенности поэтических экспромтов и многое
другое. Поэтому данная книга полезна как специалистам, так как Чуковский хоть и
не даёт в своей книге классификации детских неологизмов. Но опираясь на
огромное число примеров, помещённых в ней, мы можем, тем не менее, выделить
четыре их типа — словообразовательные, лексические, морфологические и
синтаксические. Последний, синтаксический, тип представлен единичными случаями
(например, употребление моновалентного глагола «плакать» в значении
бивалентного: «Я плачу не тебе, а тёте Симе»). Также она полезна и заботливым
родителям, так как при создании собственных слов и словоформ ребёнок заявляет о
себе как о творческой языковой личности.
Вот какие
временные рамки творческой активности ребёнка в освоении языка установил
Чуковский: «Вообще мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится
на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту
гениальность утрачивает. В восьмилетних детях её уже нет и в помине, так как
надобность в ней миновала: к этому возрасту ребёнок уже полностью овладел
основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не
покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из
нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь ко взрослым,
писал: “[Ребёнок] сознаёт законы образования слов лучше вас, потому что никто
так часто не выдумывает новых слов, как дети”».
Теперь нам
понятно, почему свою книгу о детском языковом творчестве К.И. Чуковский назвал
«От двух до пяти». Именно в эти годы ребёнок «становится гениальным
лингвистом». Именно в эти годы он щедро одаривает своих близких неологизмами
собственного сочинения. Чуковский назвал их словами-однодневками. Он писал:
«Всё это слова-экспромты, слова-однодневки, которые и не притязали на то, чтобы
внедриться в язык, войти в общий речевой обиход, сделаться универсально
пригодными. Созданные для данного случая, они чаще всего культивировались в
домашних разговорах, в частных письмах, в шуточных стихах и умирали тотчас же
после своего появления на свет».
А еще эта
книга позволит взрослым вернуться в детство….
Лилия Маснавиевна, спасибо за интересную тему. Думаю, что для современных родителей будет познавательно и весьма поучительно познакомиться с трудом такого, казалось бы, "глубоко советского" писателя. А ведь все мы выросли на книгах Чуковского - виртуоза детской литературы:)
ОтветитьУдалить